gg

Что такое гидравлическое масло?

24.04.2023

Гидравлическое масло относится к расходным материалам, которое применяются для обеспечения полноценной работы гидросистемы. Во время эксплуатации оно предупреждает износ компонентов и передает механическую энергию к действующим узлам. Чтобы гидравлика функционировала качественно, без сбоев, следует разобраться, в чем разница гидравлических масел. На рынке представлен большой ассортимент материалов с разными маркировками и составами, поэтому к выбору продукта нужно подходить с особым вниманием.

Зачем нужно гидравлическое масло?

Масла находят применение в дорожной, строительной и другой технике, оснащенной гидродинамической или гидростатической системой. Их основное назначение – передача энергии по всем механизмам гидравлики, но дополнительно смазочная жидкость может решать еще ряд важных задач:

  • минимизировать трение и предупреждать износ движущихся компонентов;
  • рассеивать тепло внутри гидравлической системы, охлаждать узлы, по которым перемещается;
  • защищать детали от коррозионных процессов;
  • предотвращать появление шлама и различных отложений на стенках внутренних узлов.

Рассматривая, для чего нужно гидравлическое масло, стоит отметить, что оно широко используется в таких компонентах автомобилей, как гидроусилитель руля, гидротормозная система, подвесках гидропневматического типа. Также его можно встретить в амортизаторах, приводах крыши, некоторых системах поддержки вождения.

Свойства гидравлических масел

Современные гидросистемы неустанно модернизируются и совершенствуются. Производители внедряют в них такие изменения, как снижение массы, увеличение рабочих давлений, уменьшение зазоров между элементами. Чтобы смазочные жидкости удовлетворяли текущим тенденциям производства, они должны обладать следующими свойствами:

  • оптимальной вязкостью, которая исключит эксплуатационные потери и усталостный износ;
  • хорошей степенью фильтрации;
  • высоким антиокислительным потенциалом, позволяющим снизить образование шламов и отложений;
  • подходящими деэмульгирующими и деаэрирующими характеристиками;
  • низкой степенью пенообразования;
  • способностью защищать компоненты гидросистем от коррозии.

Классификация

Чтобы выяснить, чем отличаются гидравлические масла, нужно ознакомиться с их классификацией. По назначению материалы могут разделяться на смазочные материалы для воздушного или водного транспорта, промышленного оборудования, амортизационных или тормозных механизмов. Исходя из состава, различают такие группы гидравлики:

  • А – минеральные масла без содержания присадок. Все продукты, которые обозначаются этой буквой, оптимально подходят для использования в низконагруженной технике с шестереночными либо поршневыми насосами. Рабочее давление данного оборудования не превышает 15 МПа.
  • Б – жидкости с добавлением антиокислительных или антикоррозионных компонентов. Масла из этой категории могут применяться для средненагруженного оборудования с давлением до 25 МПа.
  • В – высокоочищенные материалы, содержащие антиокислительные, противоизносовые и антикоррозионные добавки. Используются для машин и механизмов с рабочим давлением от 25 МПа при высоких температурах от +90 °С.
  • Еще одним критерием разделения гидравлических масел является класс вязкости, который определяет характеристики продукта с учетом изменения его температуры. Согласно этому параметру жидкости бывают маловязкими (класс от 5 до 15), средневязкими (в диапазоне 22–32) и вязкими (от 46 до 150).

Маркировка гидравлических масел

В соответствии с ГОСТ 17479.3–85, все гидравлические масла имеют буквенные и цифровые обозначения, которые определяют их ключевые характеристики. Так, первыми стоят буквы МГ, которые расшифровываются как «минеральное гидравлическое». Далее следуют цифры, указывающие на класс вязкости, а за ними – буквы, определяющие группу гидравлики. К примеру, маркировка МГ-5-Б свидетельствует о том, что материал является минеральным гидравлическим маслом группы Б с вязкостью 5-го класса (4,14–5,06 мм2/с при температуре 40 °С).

Дополнительно жидкость может маркироваться символами, которые определяют сферу его применения. В частности, для отечественных масел используются такие буквенные обозначения:

  • Р – для использования в рулевом управлении техники;
  • ЭШ – для систем, которые функционируют с повышенными нагрузками;
  • АУ – для высокоскоростных станков (отличается низкой температурой застывания);
  • ГТ – для заливки в турборедукторы дизельного ж/д оборудования;
  • А – для автомобильных трансмиссий и гидротрансформаторов;
  • АУП – для гидросистем подъемных передач, используемых в водной или наземной технике;
  • ВМГЗ – для оборудования, которое применяется на открытом воздухе;
  • МГЕ – для с/х машин.

Критерии выбора масла

При покупке гидравлики следует ознакомиться с техническими рекомендациями производителя оборудования. Основным критерием выбора является диапазон температур, в котором функционирует техника. Для зимы и лета следует покупать разные виды продукта, иначе можно столкнуться с ухудшением его эксплуатационных свойств.

Важно, чтобы жидкость была совместима с уплотнителями и материалами охлаждающей системы. Некоторые разновидности масел бывают химически агрессивными в отношении к полимерам и способны привести к повреждению таких компонентов.

Также обращайте внимание на вязкость продукта. Ее значения должны попадать в интервал, который указывает производитель оборудования. Применение материалов с излишне низкой вязкостью может повлечь за собой преждевременный износ компонентов и поломку техники, а слишком высокие значения этого показателя будут усложнять вращение механизмов.

Таким образом, основная разница между гидравлическими маслами состоит в их вязкости, составе и назначении. Однако при использовании продукта не рекомендуется смешивать материалы от разных производителей – даже если их характеристики совпадают. Также не стоит самостоятельно добавлять в гидравлику различные типы присадок, поскольку они могут привести к непредвиденным химическим процессам.

Назад к списку новостей